Ура! 1 сентября! Пора в школу! - C Днём знаний!
Меню сайта

Форма входа

Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Методическая копилка » Открытые уроки

Урок -Дискуссия по теме: «Перестройка: благо или несчастье для народа?»
[c][c][c][c][c]Урок-дискуссия
по теме: «Перестройка: благо или несчастье для народа?»
[/c][/c][/c][/c][/c]
11 класс
Тип урока. Урок обобщения материала.

Цели урока:
- образовательные: выявление положительных и негативных явлений процессов перестройки советского общества в конце 80-х годов XX века, причинно-следственных связей распада СССР и оценка Горбачёва М.С. как руководителя страны;
- развивающие: развитие критического мышления, умения отстаивать свою точку зрения и приводить аргументы, развитие логического мышления; формирование коммуникативных компетенций;
- воспитательные: воспитание гражданственности, сопричастности к судьбе своего народа, воспитание культуры проведения дискуссий.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха, частично-поисковый метод, проблемный метод, методы словесной и наглядной передачи информации.
Средства обучения: учебные пособия, словари, энциклопедии, иллюстрации.
На доске тема дискуссии и цитаты из книги Горбачева М.С. «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира»:
«Перестройка – это назревшая необходимость, выросшая из глубинных процессов развития нашего общества...
Мы заново открываем самих себя... Нами движут идеи Октября, идеи Ленина, интересы советского народа.
Все мы ученики, а учитель – жизнь, время. Я верю: будет расти понимание, что в результате перестройки в широком смысле этого слова мир сблизится».
Ход урока.
1.Организационный момент и актуализация темы.
Задача этапа: создание положительной эмоциональной атмосферы и подготовка учащихся к работе.
Учитель обращает внимание на тот факт, что прошло уже 20 лет, а общество до сих пор по-разному оценивает деятельность М.С. Горбачёва как руководителя государства, Советского Союза. Одни считают, что именно благодаря М.С. Горбачёву страна пошла по демократическому пути развития и строительству правового государства, другие - обвиняют его в развале огромной державы - Советского Союза. Перед нами стоит задача: оценить деятельность М.С. Горбачёва и выяснить слабые и сильные стороны в его политике.
Класс делится на три группы: сторонников проводимого курса, противников и экспертов. Учитель формулирует общую проблему, даёт указания группам, какие знания должна добыть группа в процессе работы. Каждая гипотеза становится предметом обсуждения. В группах выбирается ведущий, аналитик (задаёт вопросы, подвергает сомнению высказанные предположения), секретарь (фиксирует предложения).
Учащиеся знакомятся с предложенной литературой, обсуждают вопросы с участниками реальных событий (например, с родителями или другими учителями), очевидцами этих событий. Учитель выступает в роли консультанта. Эксперты должны в конце урока, прослушав различные точки зрения, сделать выводы и заключение.
2.Основной этап – обобщение и систематизация знаний в форме дискуссии.
Задача этапа: формирование умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
В ходе урока составляется план и последовательно обсуждаются следующие вопросы:
1. Изменения в экономике – курс на ускорение социально-экономического развития, радикальная экономическая реформа.
2. Антиалкогольная кампания и борьба с нетрудовыми доходами: за и против.
3. Реформа политической системы.
4. Внешняя политика: достижения и просчёты.

На доске вывешивается схема: «Этапы перестройки»:
1) 1985 - 1987гг. – попытка решать проблемы административным путём, начало гласности;
2) 1988 - весна 1989гг. – реформа политической системы общества;
3) весна 1989 - лето 1990гг. – расширение демократизации общества, парад суверенитетов;
4) лето 1990 – декабрь 1991г. – конец перестройки, глубокий национальный кризис, распад СССР.

По первому вопросу учащиеся – сторонники Горбачёва М.С. – говорят, что был взят курс на ускорение социально-экономического развития, в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, произошёл рост промышленного производства, была разрешена кооперативная собственность, уделялось внимание повышению качества продукции, вводилась госприёмка и т.п. Учащиеся – противники Горбачёва М.С. – опровергают, говорят, что страна переживала глубокий экономический кризис, была введена талонная система, ощущался дефицит товаров, на предприятиях происходили аварии (Чернобыльская АС), никакого ускорения социально-экономического развития не произошло и др.
По второму вопросу учащиеся – сторонники Горбачёва М.С. – отмечают, что антиалкогольная кампания, введение сухого закона способствовала снижению количества людей, потребляющих алкоголь, отрезвлению нации. Учащиеся – противники Горбачёва М.С. – утверждают, что потребление спиртного не уменьшилось, что люди повсеместно стали заниматься самогоноварением, даже в тех районах, где этим ранее не занимались, что массово вырубались виноградники и пр.
По третьему вопросу учащиеся – сторонники Горбачёва М.С. – говорят, что при нём началась демократизация общества, ослабление цензуры, введена гласность. Были амнистированы политические заключённые, в т.ч. А.Д.Сахаров, восстановлено доброе имя невинно репрессированных, прекратилось преследование по политическим мотивам. Началась реформа политической системы общества, шло быстрое обновление высшего эшелона партийного руководства, к власти приходили новые молодые, более энергичные люди, вводились свободные выборы на альтернативной основе; произошло разграничение функций партийных и государственных органов; введён пост президента и т.д. Учащиеся – противники Горбачёва М.С. – отмечают, что реформа политической системы проводилась непоследовательно, была противоречивой; не надо было ничего менять, нужно было сохранить социалистические идеалы, не идти на поводу у демократов; нельзя было отменять статью 6 Конституции о руководящей роли КПСС, т.к. ситуация стала выходить из-под контроля; обвиняют Горбачёва М.С. в слишком быстром темпе политических реформ. Главное обвинение, что политика М.С.Горбачева привела к распаду СССР.
По четвёртому вопросу учащиеся – сторонники Горбачёва М.С. – отмечают, положительным - вывод войск из Афганистана, ростом международного авторитета СССР, началом разоружения и окончание холодной войны; установлением дипломатических отношений с государствами- бывшими «врагами»: Израилем, ЮАР, Южной Кореей и т.п. Учащиеся – противники Горбачёва М.С. – говорят о непростительных уступках Западу, упрекают его в развале социалистической системы, распаде СЭВ и Организации Варшавского Договора, создании однополярного мира и т.д.

3.Рефлексия, подведение итогов.
Задача этапа: подведение итогов урока, размышления об уроке, выступления экспертов.
Учащиеся дают оценку деятельности М.С.Горбачева в целом как государственному деятелю, акцентируют внимание на том, чем перестройка обернулась для народа.
Учащиеся делятся впечатлениями, что понравилось, не понравилось, с какими трудностями встретились. Эксперты оценивают работу групп и уточняют, какая из групп была более убедительной.
Категория: Открытые уроки | Добавил: WWII (25.10.2015)
Просмотров: 437 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

НОВОСТИ САЙТА
Открытые уроки [4]

Поиск

Copyright MyCorp © 2021 Создать бесплатный сайт с uCoz